- О программе углубленного изучения математики.
Исторически сложились две стороны математического образования: практическая и духовная, связанная с мышлением человека.
Основная задача обучения математике в школе – прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Углубленное изучение математики вместе с решением этой задачи предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой.
Первый этап углубленного изучения относится к основной школе (7-9кл.) и является в значительной мере ориентационным. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им. Интерес и склонность учащихся к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться.
Углубленное изучение математики предполагает наполнение курса разнообразными интересными и сложными задачами. В случае же потери интереса ученику должна быть обеспечена возможность перейти от углубленного изучения к обычному.
Требования к знаниям и умениям ни в коем случае не должны быть завышенными. Чрезмерность требований порождает перегрузку, что ведет к угасанию интереса к математике. Поэтому требования к результатам углубленного изучения на первом этапе ненамного превышают требования общеобразовательной программы.
Планирование исходит из учебного плана для классов с углубленным изучением математики, согласно которому на алгебру – 5час. в неделю (всего 170ч.), на геометрию – 3 час.в неделю (всего 102ч.) и применительно к учебнику Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк «Алгебра-7», «Алгебра – 8» , «Алгебра –9» с углубленным изучением математики. М. «Мнемозина», 2002год и др.
Используется и имеется в комплекте дидактический материал:
- Б.Г.Зив, В.А.Гольдич «Алгебра –7» , «Алгебра –8», «Алгебра –9».
- Л. И.Звавич «Задачник по алгебре»
- М.Л.Галицкий «Сборник задач по алгебре 8-9класс»,М. Просвещение, 1992г. и др.
Изучении геометрии ведется по учебнику «Геометрия 7-9», автор Л.С.Атанасян,
М.; Просвещение.2002г.
Геометрия – это самый гуманитарный из негуманитарных предметов. Геометрия должна внести свой вклад в художественное воспитание учеников, развитие у них изобразительной культуры. (остановиться на наглядности).
Углубленное изучение математики на втором этапе предполагает наличие у учащихся устойчивого интереса к математике и намерение выбрать после окончания школы, связанную с ней, профессию. Обучение на этом этапе должно обеспечить подготовку к поступлению в ВУЗ и продолжению образования, где математика является профилирующим предметом.
Обучение математике ставит своей целью вовлечь учащихся в процесс приобретения математических знаний и овладения математической культурой.
Основные принципы обучения:
- ведущая роль теоретических знаний;
- обучение на высоком уровне трудности, но посильное;
- изучение быстрым темпом;
- осознание школьниками самого процесса учения (вовлечение в процесс самостоятельного поиска);
- яркость, эмоциональность учебного материала.
Тематическое планирование разработано применительно к учебнику Н.Я.Виленкина, О.С.Ивашева-Мусатого «Алгебра и математический анализ 10-11» для школ и классов с углубленным изучением математики, на 5 часов в неделю(170ч.). Геометрия – 3 часа в неделю(102ч.) , учебник Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов «Геометрия10-11».
Дидактический материал, имеющийся в наличии:
1)
2)
3)
- О выпусках.
1996г. – 10в, 22 чел.
Не было ни одного учебника с углубленным изучением математики, весь курс читался лекционно. Начало работы в ЗФТШ (1992г).
Самый сложный выпускной экзамен.
Призер олимпиад – Жовнер Михаил (РУДН).
2001год. (с 5 по 11кл) 11в , 17чел.Самый достойный математический класс, с жестким отбором . Геометрия –с 6 кл.
Призеры олимпиад – Федотов Антон, Кочанов Дмит, ИзмайловРуслан. Прошли аттестацию школы. Весь материал - по учебнику Виленкина.
2003год. 11б класс, 21 чел., самый воспитанный, трудолюбивый, спокойный класс.
Призер олимпиад – Соловьев Иван.
МФТИ –2чел, С-П-5чел., МИЭТ-2, МАИ-1, СГУ-2 ит.д.
2006год. 11в - 17 чел. Прошли аттестацию школы.
Участники научно-практической конференции «Шаг в науку»
Большую роль в становлении личности учащихся играет научно-практическая конференция. Это и работа с литературой, это и опыт выступления, и правильное оформление работы и сам процесс творчества.
( познакомить с работами).
Большой опыт работы имеет школа в сотрудничестве с Заочной-Физико-Технической Школой при МФТИ. Учащиеся получают дипломы и свидетельства об успешном окончаниии школы.
В настоящее время заключен договор учащихся 8в кл и ОЛ ВЗМШ при МГУ им.Ломоносова. Преимущества школы.
- Практикум.( модуль – как расстояние)
- Недостатки, проблемы.
- мало внимания уделяется самостоятельной работе с дополнительной литературой и с учебником;
- нет четкой системы тематической зачетной работы;
- при объяснении нового материала акцентировать внимание не на слабого ученика, а на сильного.
4. Завершение.